Волк из лесу в деревню забежал,
Не в гости, но живот спасая;
За шкуру он свою дрожал:
Охотники за ним гнались и гончих стая.
Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота,
Да то лишь горе,
Что все ворота на запоре.
Вот видит Волк мой на заборе
Кота
И молвит: «Васенька, мой друг! скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?
Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!
Все это ведь за мной».
— «Проси скорей Степана;
Мужик предобрый он», — Кот-Васька говорит.
«То так; да у него я ободрал барана»,
«Ну, попытайся ж у Демьяна». -
«Боюсь, что на меня и он сердит:
Я у него унес козленка». -
«Беги ж, вон там живет Трофим». -
«К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним:
Он на меня с весны грозится за ягненка!»
«Ну, плохо ж! — Но авось тебя укроет Клим!»
«Ох, Вася, у него зарезал я теленка!»
«Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил, -
Сказал тут Васька Волку. -
Какую ж ты себе защиту здесь сулил?
Нет, в наших мужичках не столько мало толку,
Чтоб на свою беду тебя спасли они.
И правы, — сам себя вини:
Что ты посеял — то и жни».
Последняя фраза басни: «Что посеял – то и жни» полностью передает мораль произведения Крылова. Если ты сделал другим много зла, то не стоит ждать добрых поступков в ответ.
Волк, которого загнали охотники, олицетворяет человека в трудной жизненной ситуации. Спасаясь, главный герой басни прибегает в деревню, где не единожды портил жителям нервы. Волк ищет помощи, но вряд ли за его злые проступки местные жители помогут ему.
«В наших мужиках не столько мало толку, чтоб на свою беду спасли тебя они» - говорит Кот Волку. И эта фраза говорит о том, что даже добрым людям иногда стоит оценивать ситуацию с холодным сердцем, прибегая к помощи ума, а не эмоций, чтобы не быть разочарованными.