Кто знатен и силен,
Да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.
На воеводство был в лесу посажен Слон.
Хоть, кажется, слонов и умная порода,
Однако же в семье не без урода;
Наш Воевода
В родню был толст,
Да не в родню был прост;
А с умыслу он мухи не обидит,
Вот добрый Воевода видит -
Вступило от овец прошение в Приказ:
"Что волки-де совсем сдирают кожу с нас". -
"О плуты! - Слон кричит. - Какое преступленье!
Кто грабить дал вам позволенье?"
А волки говорят: "Помилуй, наш отец!
Не ты ль нам к зиме на тулупы
Позволил легонький оброк собрать с овец?
А что они кричат, так овцы глупы:
Всего-то придет с них с сестры по шкурке снять,
Да и того им жаль отдать". -
"Ну то-то ж, - говорит им Слон, - смотрите!
Неправды я не потерплю ни в ком:
По шкурке, так и быть, возьмите;
А больше их не троньте волоском".
Крылов рассказал в басне о том, что даже добрые и мудрые правители, не имея задатков управленца, могут стать марионетками в руках приближенных.
Овцы в басне – это простой народ, который не имеет прав и своего голоса. Они ждут помощи от воеводы Слона. Но он не видит реальной проблемы, что Волки дерут шкуру у Овец, а ведь это единственное, чем они владеют. Волки – это небольшие чинуши, которые живут за счет обычного народа, а узколобый Слон позволяет им это продолжать.