В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
"Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами".
"Примолвить можно бы спасибо тут и нам",-
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
"Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?" -
Листы, по дереву шумя, залепетали.
"Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас".
Мораль басни состоит в том, что без корней, которые олицетворяют народ, не было бы красивых листьев, под которыми автор подразумевает власть. Красота – это лишь внешнее проявление, за которым стоит кропотливая работа.
Под образом красивых, зеленых листьев Крылов подразумевал «сливки» общества – дворян, духовенство, купцов. А корни – это обычный рабочий народ. Верхушка считает себя отдельным пластом, занимается самолюбованием и хвастовством, в то время, когда простой народ работает для их блага. Листья утверждают, что благодаря им дерево живет, но они лишь его составляющая часть.